8 ОШИБОК НАЧИНАЮЩИХ ФУД-ФОТОГРАФОВ

ошибки-мин

Когда начинаешь снимать еду, неизбежно делаешь ошибки. И большинство из нас делает одинаковые. Ниже список самых распространенных.

1. Плохой свет

Что подразумевается под «плохим светом»?

Неправильный выбор направления света

Под направлением света подразумеваю не только боковой/контровой свет, но и высоту света и его угол падения.  Свет должен падать так, чтобы наилучшим образом показать блюдо. Во время съемки обязательно пробуйте разные варианты.

Отсутствие теней

Это убивает объем в кадре, картинка кажется плоской и неинтересной. Проблемы с тенями обычно бывают от злоупотребления отражателем. Многие новички думают, что это обязательная вещь в любом кадре. Но при съемке с дневным светом, на мой взгляд, отражатель не нужен в 90% случаев.

Кадр сделан с дневным светом без отражателя. Глубокие тени делают его более объемным и интересным.
Кадр сделан с дневным светом без отражателя. Глубокие тени делают его более объемным и интересным.

Грязный свет

Цветные стены, мебель, соседний дом за окном, ваша одежда и т.п. могут давать кадру посторонний оттенок. Поэтому следите, чтобы во время съемки около вас не было цветных предметов, и ваша одежда была нейтральных цветов.

Съемка при лампочках на потолке

Когда нет дневного света, у самых-самых новичков часто бывает соблазн включить свет в комнате и снимать с ним. Мой совет — никогда так не делайте. Еда при таком свете совершенно не аппетитная.

Отсутствие обработки

Камера несовершенна. Она не всегда может снять так, как мы видим. Но, к счастью, обработка может существенно улучшить качество света на фотографии. Но если свет изначально был плохой по первым четырем пунктам, она не поможет.

до после обработки
До и после обработки.

2. Некрасивая еда в кадре

Повседневная еда не всегда подходит для фуд-съемки. То, что вы считали красивым в обычной жизни, на фуд-фото может выглядеть не аппетитно. Я не говорю, что нужно снимать только красивые пирожные. И пюре, и гречку, и борщ можно снять аппетитно, главное — правильно их подать. Даже профессиональные шефы очень стараются, когда оформляют блюдо для съемки. И вам тоже нужно стараться.

IMG_6737
Вот, например, пельмени. Сами по себе они вообще некрасивые. Но повар постарался, и они кажутся аппетитными.
  • Смотрите действительно стильные примеры выкладки еды, анализируйте их и тренируйтесь. Для вдохновения могу порекомендовать Инстаграм-профили @kraut_kopf@halfbakedharvest, @sasha.swerdloff.
  • Снимайте только свежую еду. В процессе съемки следите, не заветрилась ли еда. Если нужно, освежите ее (например, замените зелень, смажьте маслом, где нужно).
  • Блюдо должно быть аккуратным. На посуде не должно быть грязи (чистые края у тарелки, отсутствие отпечатков пальцев и ворсинок на стеклянной посуде т.п.).
  • Тщательно выбирайте продукты для съемки. Овощи, фрукты и ягоды должны быть свежими, красивой формы, без повреждений, по возможности с веточками или хвостиками. Зелень ни в коем случае не должна быть вялой.
  • Заведите хороший острый нож, учитесь красиво резать. Недаром повара берегут свои ножи!
  • Изучайте техники приготовления продуктов или блюд. На Youtube полно отличных видеоуроков.

3. Слишком крупные планы

Именно начинающие особенно любят крупные планы. А крупный план — штука опасная, потому что видно все недостатки блюда. Если блюдо не идеальное, будет не аппетитно. Во многих случаях с более дальнего плана еда смотрится выигрышнее.

IMG_8313-1
Когда блюдо такое красивое, крупный план делать можно.

4. Слишком много (too much)

Английское выражение «too much» очень хорошо характеризует снимки многих новичков. На них часто слишком много реквизита и рассыпанных специй/ягод/орехов/крошек. Кадр кажется перегруженным и от этого не стильным.

IMG_3952-small
Это один из моих первых кадров. Посмотрите, какой кошмар. Зачем мне только дали столько соли и перца?)

Еще часто вижу слишком большие порции, тарелка выглядит переполненной. Это не добавляет кадру аппетитности.

В красивых композициях и  выкладках блюд всегда есть баланс и “воздух” (свободное пространство).

IMG_1836-1
Пример не перегруженного, но самодостаточного кадра.

5. Неподходящий ракурс

Ракурс (угол съемки) должен показывать блюдо наилучшим образом.

Многие новички почему-то любят снимать почти с 0 градусов. Такой ракурс не универсальный и подходит в основном к напиткам и высоким блюдам со слоями, например, тортам, бургерам, лазанье, послойным десертам. Но даже эти блюда лучше смотрятся с 20-30 гр. (так видно и слои, и верхушку).

Ракурс 20 градусоа
Фото сделано с угла примерно 20-30 градусов.

Самый часто используемый ракурс в фуд-фото — 45-60 градусов. Подходит для большинства блюд.

съемка 45 градусов
Съемка примерно под 45 градусов.

Во время съемки не застревайте на одном ракурсе. Пробуйте разные варианты, так вы точно найдете самый лучший.

6. Съемка на неподходящий объектив

*Особенности использования объективов указаны для полнокадровых фотоаппаратов. Если вы используете объектив из серии для полнокадровых фотоаппаратов на камере с уменьшенной матрицей (с кроп-фактором),  фокусные расстояния пересчитываются. Например, объектив 50 мм будет работать примерно как 85 мм.

Для съемки еды не подходят широкоугольные объективы (до 50 мм). На такие объективы получится снимать только дальние планы (например, целый стол с интерьером). При съемке с близкого расстояния они дают много искажений (искажаются пропорции предметов в кадре и их положение в пространстве).

IMG_4535-2
Подходящий план для широкоугольного объектива.

Если вы снимаете еду под углом с близкого расстояния, самый подходящий объектив будет с фокусным расстоянием 100 мм или около того (85 мм тоже ок). Они практически не дают искажений.

кадр на 100 мм
Кадр сделан на Canon 6D и объектив с фокусным расстоянием 100 мм. Все стоит ровно, пропорции предметов не искажены.

На объектив с фокусным расстоянием 50 мм удобно снимать сверху.

кадр на 50 мм
Кадр сделан на камеру Canon 6D и объектив 50 мм.

7. Слишком буквальное следование правилам композиции

Когда все выложено слишком ровно, кадр получается неживым. Плохой снимок ниже я сделала в самом начале своего увлечения фуд-фото, когда только узнала про правило диагоналей.

IMG_0841s

Если вы используете правило диагоналей, не надо выкладывать в ровную диагональ 3-4 предмета, достаточно двух. Если делаете треугольник, не надо делать равнобедренный (одинаковое расстояние между предметами).

диагональная композиция
Пример хорошей диагональной композиции.

8. Выбор белого фона

Кажется, что белый фон универсальный. Но, на мой взгляд, это один из самых сложных фонов, особенно если на нем почти нет фактуры. Чтобы снимать на таком фоне, нужно хорошо работать со светом и тенью, грамотно обрабатывать фото.

На белом фоне тяжело снимать темные объекты, на нем часто бывают пересветы, сделать красивую тень трудно. Белый фон сильно усложняет жизнь. Если хочется светлых картинок, возьмите светло-серый или светло-бежевый с небольшой фактурой. Жизнь будет проще, а фото лучше.

Мороженое
Пример простого в работе светлого фона.

  • Igor Tigor

    Спасибо! Очень интересно и познавательно.
    Обрабатываете фото в лйтрум или С1 или еще где-то?