ЧТО ДЕЛАЕТ ФУД-ФОТОГРАФИЮ СТИЛЬНОЙ?

булочки-с-корицей

Чувство стиля можно развить. Я абсолютно уверена. Конечно, от природы, воспитания и образования у одних людей его больше, чем у других. Но регулярные тренировки и анализ своих и чужих работ творят чудеса. Мои первые фотографии были ужасны, но ежедневная практика сделала свое дело, и результат стал заметно лучше.

Стильная фотография — это пазл из многих частей. Охватить все в одном посте сложно, поэтому я написала о самом важном.

1. Логика и здравый смысл

Чтобы фуд-фотография вызывала аппетит и привлекала заказчиков, в ней должна быть логика и здравый смысл. Присутствие каждого элемента в кадре должно быть обосновано. Единицы умеют сделать из несовместимых вещей шедевр.

При составлении композиции нужно подумать, могла ли твоя история быть в реальности. Расставляй предметы так, как они могли бы стоять в жизни, а потом только немного подстраивай их под кадр. Не забывай про правила композиции.

гравлакс
На фото ингредиенты для приготовления слабосоленого лосося. Все предметы расположены очень жизненно.

Конечно, реальность можно и даже нужно приукрасить, но не выходя за пределы здравого смысла.

Очень важно расширять свое представление о реальности. Нужно следить, какие сейчас тенденции в посуде и другом реквизите, оформлении и подаче блюд, декоре дома и стола и т.п. Самый простой способ это сделать — подписаться на достойные аккаунты в Инстаграм. Подборку моих любимых аккаунтов можно посмотреть здесь и здесь.

2. Тщательный подбор реквизита

Реквизит — это фоны, посуда, столовые приборы, текстиль, разные кухонные инструменты и т.п. Все это должно сочетаться между собой и с блюдом по нескольким параметрам.

1. Стиль и фактура

Реквизит должен подчеркивать характер блюда или быть стилистически нейтральным.

Для примера рассмотрим фото ниже. На снимке равиоли — домашнее итальянское блюдо. Домашнюю атмосферу отлично создает стиль рустик (деревенский). Главный предмет реквизита, задающий этот стиль — старый деревянный фон. Все остальные предметы его поддерживают  — массивная тарелка, винтажная терка, вилка, домашняя банка с песто, миска с сыром и салфетка из натурального льна. Конечно, рустик на этом фото не ортодоксальный, а современный и жизненный.

Равиоли с песто

2. Цвет

Как сочетать цвета я писала здесь.

3. Размер

Во-первых, порция должна соответствовать размеру тарелки. Еды не должно быть очень много или очень мало. Не нужно накладывать до краев. Оптимальный вариант — когда еда занимает бОльшую часть тарелки, но остается немного свободного пространства, «воздуха».

Завтрак
На этом фото порция не выглядит маленькой, но на тарелке остается свободное место.

Во-вторых, приборы не должны казаться слишком большими или слишком маленькими по сравнению с тарелкой. Например, если у вас маленькая тарелка, то большая ложка рядом будет нарушать гармонию.

IMG_6204
На этом фото приборы хорошо соответствуют размеру тарелки. Еще они сочетаются по стилю: и тарелка, и приборы минималистичные.

При выборе съедобного реквизита (овощи, фрукты, хлеб, зелень, специи и т.п.) тоже есть важные моменты:

1) он должен входить в состав блюда или сочетаться с ним. Например, если в блюде нет чеснока и его с ним не едят, не стоит класть его в кадр просто потому что красиво. Это будет путать зрителя и создавать неверное впечатление о блюде;

Абрикосовое варенье
На этом фото абрикосовое варенье и два его ингредиента: абрикос и сахар. Если бы я положила рядом, например, тимьян, зритель подумал бы, что он там тоже есть. Это особенно опасно для коммерческих фотографий.

2) нужно тщательно выбирать самые красивые экземпляры. Зелень должна быть свежей, овощи и фрукты без вмятин и потемнений и т.д.;

Бутерброды с хумусом
Для этого фото я выбирала самые симпатичные стручки горошка, а не взяла первые попавшиеся. Веточки укропа положила в последний момент, чтобы сохранить их свежесть.

3) съедобный реквизит должен подходить к композиции по размеру. Огромная луковица размером с половину тарелки сразу нарушит гармонию. Будь аккуратнее с целыми авокадо, большими помидорами, перцами, яблоками, грушами и т.д., если они выступают в роли деталей, а не самостоятельных героев.

lh12_markaЧтобы уменьшить размер таких объектов, их можно разрезать, увести далеко на задний план или не полностью вписать в кадр.

Грейпфрутовый лимонад

На снимке выше нужно было показать, что лимонад грейпфрутовый. Целый фрукт рядом со стаканом казался огромным и перетягивал на себя внимание. Поэтому я взяла половину грейпфрута и большую его часть увела из кадра.

3. Внешний вид блюда или продуктов

Стильной фотографии не получится, если еда некрасивая.

Трезво оцени, достаточно ли еда красива для съемки. Если блюдо получилось несимпатичным, его лучше просто съесть и не тратить время на съемку.

Булочки с корицей
Вкусными булочки получились сразу, а красивыми только со второй попытки.

Очень важно, чтобы блюдо было аккуратным. На посуде не должно быть грязи (чистые края у тарелки, отсутствие отпечатков пальцев и ворсинок на стеклянной посуде т.п.).

4. Маленькие детали

Часто именно детали решают, стильным будет кадр или нет. Они делают композицию завершенной и добавляют снимку жизни.

Деталями могут быть крошки, капли, соль, специи, семечки, листики или веточки, ягоды, орехи, мука или сахарная пудра и т.п. Детали важны как в самом блюде, так и в композиции в целом. Каждая деталь должна приводить к гармонии, а не отвлекать внимание от основного объекта съемки.

IMG_0145-8

На фото выше цифрами отмечены детали, без которых блюдо и композиция были бы незавершенными и скучными: 1 — несколько ягод на фоне, 2 — лужица меда и капелька рядом, 3 — отдельно лежащая ягода, как будто упавшая с сырника, 4 — капелька меда, 5, 6 — кокосовая стружка, просыпанная во время приготовления.

Расположить детали аппетитно и естественно непросто. Новички часто засыпают весь фон или делают из специй огромную кучу. Редко у кого это получается стильно, чаще кадр выглядит замусоренным. Для стильной фотографии достаточно рассыпать маленькую щепотку в наиболее логичном месте.

IMG_6834-1
Несколько крошек миндаля и листик мяты около тарелки добавляют кадру жизни.

Интересными деталями могут надкусы и надрезы на еде. Аппетитно надкусить или надрезать тоже надо уметь, не всегда получается красиво. Поэтому перед этим очень рекомендую сделать кадр с целым блюдом.

IMG_6557-1slight
Без надреза зрителю была бы непонятна консистенция сыра.

Предлагаю тренироваться, просто сыпать, резать и кусать, пока не поймете как надо. Рано или поздно получится красиво.

5. Отсутствие негативных ассоциаций

Старайся избегать негативных ассоциаций. Часто льющийся мед или потеки на стопке панкейков похожи на сопли, разрезанная тыква вызывает ассоциации с внутренними органами, черные семечки или листики тимьяна похожи на мух и т.п. Если ты это не заметишь, то заметит зритель или клиент.

6. Осторожное использование крупного плана

В большинстве случаев наиболее выигрышным является некрупный план. Крупный план убивает загадку в кадре, и получается #фудпорн. Иногда он нужен, но для практических целей, например, показать состав блюда, качество ингредиентов и красоту выкладки.

Для крупного плана блюдо должно быть идеальным, потому что видно все.

крупный-план

7. Грамотный свет

Интересный свет может спасти слабую композицию. И наоборот, с плохим светом никогда не получится стильного кадра, даже если у вас отличная композиция.

Пост про свет у меня в планах, поэтому сейчас напишу только несколько простых рекомендаций.

  • Лучший дневной свет бывает при равномерной облачности. При такой погоде свет мягкий и нейтральный по цвету. Тени получаются очень красивые, кадр выглядит объемным. Снимать лучше максимально близко к окну.
  • Самая подходящая схема света для еды  — свет сбоку, иногда с отражателем с противоположной стороны для смягчения тени (отражателем может быть просто белый лист). pics
  • При съемке с дневным светом обязательно выключай электрический свет. Смешение разного света дает плохую картинку.
  • Цвет одежды, стен в комнате, мебели и т.п. влияет на оттенок света. Поэтому лучше фотографировать в одежде нейтральных тонов и в помещении с белыми или светло-серыми стенами, а яркую мебель убирать или завешивать белой или светло-серой тканью.

8. Качественная обработка фотографий

Обязательный элемент стильного кадра — правильный баланс белого и отсутствие желтизны на фото. Если не умеешь обрабатывать на компьютере, используй фильтры VSCO на телефоне. Они сразу делают фото более профессиональным.

до-и-после-vsco
До и после обработки в VSCO

И еще несколько рекомендаций:

1) если в кадре что-то льется, должно быть видно откуда;

мед

2) если делаешь фото с руками, то это должны быть красивые руки с аккуратным неярким маникюром;

Капкейки

3) избегай абсолютной идеальности и правильности, она делает фото безжизненным;

Шоколадный чизкейк
Если вырезать кусок и убрать все крошки, фото будет нереалистичным и менее аппетитным.

4) хорошо, когда в кадре есть предметы разного размера (большие, средние и маленькие). Это делает его динамичнее и интереснее;

Банановый хлеб с ягодами

5) чаще используй нейтральные цветы и растения. В 99% случаев, если их использовать со здравым смыслом, кадр будет стильнее;

Шоколадные капкейки

6) следи за стилем вокруг себя (в одежде, интерьере). Мои наблюдения показывают, что стильный человек стильный во всем. Многие классные фуд-фотографы в жизни отлично выглядят.


P.S. Сделать стильную композицию из множества предметов — это целое искусство, которое развивается годами тренировок. У новичков многопредметные композиции часто перегружены и нелогичны.  Поэтому начинай с меньшего числа предметов в кадре, но точно понимай зачем они нужны и сочетаются ли они между собой. Часто минимализм — лучший друг стильных фотографий.

 

 

  • Emma

    «В кадре предметы разного размера делают фото динамичнее и интереснее» — интересная мысль, никогда об этом не задумывалась. Надо попробовать.

  • Елена

    Мария очень полезный и интересный пост. Про реквизит в кадре: я совсем начинающий фотограф и раньше, когда просматривала ленту в инстаграме, то в глазах все пестрило. Я пыталась копировать другие работы, думала: «Ну красиво же!». Хотя у меня совсем другой стиль. А когда нашла Вас и скандинавских фотографов, то глаз стал отдыхать и расслабляться. Я до сих пор не понимаю, зачем фотографы помещают столько всего в кадр еды, ведь важнее сама еда. Но я не профессионал многое еще не понимаю)))).