КАК ВЫБРАТЬ КОМПЛЕКТ ИСКУССТВЕННОГО СВЕТА ДЛЯ ФУД-ФОТО?

IMG_9141-2

Я не любитель искусственного света (далее ИО), но признаю, что профессиональному фотографу без него не обойтись. В помещении клиента иногда нет окон, съемка может длиться 10 часов, а осенью и зимой света может не быть даже днем.

Сколько нужно источников света? Какую фирму выбрать? На какие технические характеристики обращать внимание?

Давай разбираться в этих вопросах!

* Я не фанат техники и не кайфую от ее приобретения. ИО мне нужен ровно в таком объеме, чтобы решать съемочные задачи. Поэтому эта статья НЕ для продвинутых технарей.

Из чего состоит комплект искусственного света?

Самый популярный комплект искусственного света  фуд-фотографа состоит из:

—  импульсного моноблока (вспышки);

— светоформирующей насадки (софтбокса);

— стойки;

— синхронизатора.

Импульсный моноблок устанавливается на стойку, на него надевается софтбокс.

собранный комплект

Теперь разберемся в вопросе выбора каждого элемента по-отдельности.

Импульсный моноблок (вспышка)

моноблок

Основные критерии выбора импульсного моноблока —  мощность, постоянство цветовой температуры, вес.

Для фуд-фотографии  достаточно максимальной мощности 200-300 Дж. У моей вспышки мощность 200 Дж, мне хватает с запасом.

Важно, чтобы вспышка при каждом срабатывании давала свет одинаковой цветовой температуры. У дешевых моделей в характеристиках бывает написано, что цветовая температура может отличаться (например, 5600К±200К). Это значит, что при одинаковых настройках баланса белого в камере (не авто режим) один раз фото может выйти с синим оттенком, а в другой — с желтым. Это усложняет обработку снимков, особенно когда их много. У более профессиональных вспышек цветовая температура постоянна. Картинка всегда получается одинаковой по балансу белого.

Если планируете работать с импульсным моноблоком на выезде, обращайте внимание на его вес.

Еще можно обратить внимание на характеристику «время перезарядки». Оно влияет на то, как быстро  можно сделать новый кадр после срабатывания вспышки. Этот параметр важен при серийной съемке сюжетов с движением. Чем оно короче, тем лучше.

Софтбокс

В 99% случаев для съемки еды нужен мягкий рассеянный свет без резких бликов и теней.  Поэтому  из возможных насадок на вспышку больше всего подходит софтбокс.

виды софтбоксов

Главные критерии выбора софтбокса — форма, размер и простота сборки.

Задача искусственного света в фуд-фотографии — имитировать свет из окна. Следовательно, софтбокс должен по размеру и форме быть похожим на окно. Поэтому чаще всего используются прямоугольные и квадратные софтбоксы.

Октобокс (восьмиугольный софтбокс) тоже подходит для съемки, но он дает блики другой формы на отражающих поверхностях.

Стрипбокс (длинный и узкий прямоугольный софтбокс) не подходит для фуд-фотографии, потому что дает слишком узкий поток света.

Как выбрать размер софтбокса?

По моему опыту, чем больше сотфбокс, тем лучше. Большой софтбокс  делает свет более рассеянным, а значит более похожим на дневной.

Сейчас у меня софтбокс размером 110*90 см, и я довольна. Раньше был 60*80. Свет был жестче, его не хватало для светлых кадров с большим числом предметов.

Софтбокс  и импульсный моноблок лучше покупать одного производителя, чтобы не было проблем с их стыковкой.

Синхронизатор

Синхронизатор — это небольшой прибор, необходимый для срабатывания вспышки, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора на камере.

Синхронизаторы бывают двух типов: радиосинхронизаторы и инфракрасные синхронизаторы. Более надежными и современными являются радиосинхронизаторы.

Самый простой радиосинхронизатор состоит из двух частей. Одна надевается на «горячий башмак» камеры, а другая крепится к вспышке.

0a096c4154cfc424b4b40c6a048a0a82d45c_c
Пример недорогого синхронизатора

Самые продвинутые синхронизаторы выглядят примерно так.

1

Важная характеристика синхронизатора — выдержка, на которой он позволяет снимать. Минус дешевых приборов — самая короткая выдержка будет около 1/125 с. Дорогие синхронизаторы позволяют снимать на 1/250 с и даже больше. Недавно я видела синхронизатор, позволяющий снимать на 1/8000 с! Этот параметр важен для съемки кадров с движением.

Еще одно отличие дорогих синхронизаторов от дешевых- наличие дополнительных функций, например дистанционное изменение настроек вспышки.

По моему мнению, синхронизатор — это часть комплекта, на которой, при необходимости, можно сэкономить. Я пользуюсь недорогим радиосинхронизатором, и он отлично работает больше двух лет интенсивного использования.

При покупке синхронизатора обращай внимание, чтобы он был совместим со вспышкой и твоей камерой.

Обычно в комплекте с импульсным моноблоком продается синхрокабель. Это провод, который подсоединяется к камере и вспышке и обеспечивает синхронизацию. Его главные минусы в том, что он ограничивает свободу перемещения и подходит далеко не ко всем камерам. На фотоаппарате может не быть подходящего разъема.

Стойка

Кажется, что стойка — самая простая часть комплекта. Но от нее зависит устойчивость всей конструкции и безопасность дорогого оборудования, поэтому к ее также стоит выбирать серьезно.

стойка

Основные критерии выбора стойки — максимальная нагрузка,  высота, вес.

Стойка должна быть рассчитана на вес вашего импульсного моноблока с надетым софтбоксом.

В фуд-фотографии чаще всего используются стойки с минимальной высотой около 80 см и максимальной около 200 см. Эти параметры подходят, чтобы снимать на столе или на полу.

Если планируешь работать с искусственным светом на выезде, обращай внимание на вес стойки.

Сколько нужно источников света?

Начинающему фотографу достаточно купить один комплект ИО. С ним можно снять большинство сюжетов, ведь когда мы фотографируем с естественным светом, у нас обычно одно окно. Несколько источников света необходимо для более сложных световых схем, которые используются не так часто.

Выбор производителя

Выбор производителя — один из самых сложных вопросов для новичков.

По моему опыту и опыту моих коллег хорошие фирмы —  Raylab, Bowens, Hensel, Elinchrome, StudioPro, Profoto.

Мой набор ИО

Моноблок Elinchrom D-Lite 2 RX 200 Дж

Софтбокс Elinchrom 90*110 см

Стойка Elinchrom 88-235 см

Радиосинхронизатор Grifon RT-04 (собираюсь менять на более продвинутый)


P.S. Я не рекомендую покупать самое дешевое оборудование, потому что с ним возникает много проблем (например, непостоянство цветовой температуры, быстрая поломка креплений стойки и т.п.). У меня был самый дешевый свет, работать с ним крайне неудобно.

В средней ценовой категорииожно найти комплекты с достойными характеристиками, которые прослужат  долгие годы.