ОБЪЕКТИВЫ ДЛЯ ФУД-ФОТОГРАФИИ

Объективы-2

Какой объектив подходит для съемки еды?

Это один из первых вопросов новичка в фуд-фотографии.

В этом посте я расскажу, какими объективами пользуюсь в коммерческих и личных съемках и какие у них особенности.

*Я снимаю на Canon, поэтому этот пост про объективы Canon.

У меня два объектива: Canon  EF 50mm f/1.4 USM и EF 100mm f/2.8 Macro USM.

Оба объектива с фиксированным фокусным расстоянием, т.е. у них постоянный угол обзора. На них нет кольца зумирования, покрутив которое можно приблизить или удалить объект съемки.

Такие объективы имеют более простую конструкцию, чем зум-объективы, поэтому картинка получается немного качественнее.

warning-27899_640На фотоаппаратах с полной матрицей (Full Frame, размер матрицы примерно соответствует размеру пленки 35 мм) и на камерах с уменьшенной матрицей (с кроп-фактором) объективы работают по-разному. На камерах с кропнутой матрицей угол обзора объектива уменьшается. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм будет работать примерно как 85 мм.

У меня камера Canon 6D с полной матрицей, поэтому я расскажу, как объективы работают на ней.

Особенности объективов (на камерах Full Frame)

Canon  EF 50mm f/1.4 USM

EF 50mm f-1.4 USM web imagery PACK_tcm203-939662

1. В первую очередь этот объектив используется для съемки еды сверху. Например, если композиция построена на столе, то можно снять ее сверху, просто встав на табурет. Это удобно, потому что не надо очень высоко залезать (как с объективом 100 мм, например).

Еще объектив 50 мм подходит для съемки еды под углом, когда в кадр должна попасть часть интерьера (т.е. не с близкого расстояния).

«Полтинник» не подходит для съемки небольших композиций с близкого расстояния. В такой ситуации он искажает пропорции предметов и их положение в пространстве.

Ракурсы для объектива 50 мм
Подходящие для объектива 50 мм композиции, слева — ракурс сверху, справа композиция с интерьером.

2. Объектив 50 мм обладает высокой светосилой, максимальное значение диафрагмы — 1.4. Что это дает? Во-первых, можно сделать снимок, на котором в фокусе будет только маленькая его часть. Иногда это нужно с точки зрения художественной задумки. Во-вторых, можно снимать с рук, когда мало света. Сильно открытая диафрагма позволяет сохранить значение выдержки, нужное для резкости кадра, и не очень высокое значение ISO.

Сырная тарелка
Я смогла снять этот кадр с рук, когда было недостаточно светло. Настройки камеры: диафрагма 3.5, выдержка 1/160, ISO 800.

3. Минимальная выдержка для съемки с рук 1/160. Если выдержка длиннее (например, 1/125, 1/100 и т.п.), страдает резкость (при съемке с естественным светом). Такое значение выдержки в комбинации с высокой светосилой позволяет снимать с рук при плохой освещенности.

4. Дает небольшие искажения при съемке сверху: края изображения закругляются. Это частично можно подкорректировать в Лайтрум с помощью профиля коррекции объектива.

Специи
Фото сделано на объектив 50 мм. Гифка показывает, как искажения корректируются в Лайтрум.

lh12_markaЭтот объектив — хороший вариант для обладателей камер с уменьшенной матрицей. На такой камере 50 мм будет работать примерно как 85 мм. Снимать сверху будет не так удобно, но при съемке под углом с небольшого расстояния искажения, о которых я писала, значительно уменьшатся. Я сама долго жила с таким вариантом.

Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM

EF_100mm_f2.8_Macro_USM_Default_tcm203-939626

1. Объектив 100 мм нужен для ракурсов под углом, потому что дает минимальные искажения, сохраняет пропорции предметов и их положение в пространстве. Для съемки сверху он не подходит в большинстве случаев. Если композиция состоит не из одной маленькой тарелки, то придется очень высоко залезать. Чаще всего это неудобно.

ракурсы 100 мм

Лимонные тарталетки
Объектив 100 мм идеален для таких ракурсов под углом.

2. Это макрообъектив, т.е. еду можно снимать очень крупно. Объектив позволяет сфокусироваться очень близко к объекту съемки (минимальное расстояние фокусировки 31 см).

Черешня

3. Объектив 100 мм темнее 50 мм. То есть в одинаковых световых условиях, 100 мм требует других настроек (приходится или увеличивать значение ISO, или открывать диафрагму, или делать длиннее выдержку).

4. Минимальная выдержка для съемки с рук 1/200. Если выдержка длиннее (например, 1/160, 1/125 и т.п.), страдает резкость (при съемке с естественным светом). Поэтому с этим объективом чаще приходится работать со штатива.

5. Дает хорошее размытие заднего плана даже при съемке с искусственным светом при достаточно закрытой диафрагме (например, 6.3).

Черный бургер

6. Объектив 100 мм дает на снимках небольшую виньетку (затемнение по краям). Ее можно убрать в Лайтрум с помощью профиля коррекции объектива, но в большинстве случаев она мне нравится.

Десерт с клубникой
Коррекция виньетки в Лайтрум с помощью профиля коррекции объектива.

7. Неудобен для работы в очень маленьких помещениях. Часто для того, чтобы сделать кадр, нужно отойти на значительное расстояние от объекта съемки.

Объектив 100 мм я не рекомендую покупать для камеры с кропнутой матрицей, только если ты не фанат макросъемки. Для композиций среднего размера вам понадобиться отходить от объекта съемки очень далеко. Немногие помещения это позволяют. Сделать кадр сверху будет нереально без  5-метровой стремянки.


P.S. Несмотря на некоторые недостатки (а у кого их нет?), эти два объектива очень хорошие. С ними можно снять все типовые композиции, которые встречаются при съемке еды.

Это технически сложный пост. У тебя может быть много вопросов, поэтому не стесняйся и спрашивай!

  • http://www.daryadmitrevna.com/ daryadmitrevna

    Ваш блог — просто эстетическое наслаждение от каждого поста) Подписалась на ваш инстаграмм)
    Было бы круто прочитать, как Вы стали фуд-фотографом.

    • Masha Altynbaeva

      Большое спасибо за приятные слова! Фуд-фотографом я стала просто: люблю еду и фотографировать) Сходила на очень полезный МК, получила базовые знания и начала снимать каждый день.

      • http://www.daryadmitrevna.com/ daryadmitrevna

        История прекрасна в своей простоте)) Спасибо!)
        Буду наслаждаться и вдохновляться дальше))

  • Evgeniya Frida

    Здравствуйте, Маша! Что же все таки делать с 100 mm тем, у кого кроп? Я давно поглядываю в сторону этого объектива, но у меня не фулфрейм и, предполагаю, радости от приобретения ценного 100 mm не будет. Чем еще вы снимали, кроме 50 mm 1.4, когда были на кропе?

    • Masha Altynbaeva

      Здравствуйте, Евгения! Когда у меня был кроп, я снимала только на 50 мм. Этот объектив на кропе достаточно универсален, мне его хватало, но тогда я снимала в основном для себя. 100 мм на кропе может принести радость, если вы очень увлекаетесь макросъемкой или у вас очень много пространства, чтобы далеко отойти.

      • Evgeniya Frida

        Вот как раз пространства у меня не много) в ресторанах бывает побольше, но далеко не всегда. Похоже, покупки фул фрейма мне не избежать. Маша , а вы полностью довольны 6D?

        • Masha Altynbaeva

          Да, довольна, хорошая камера.

  • Natalia

    Спасибо спасибо, не часто сейчас встретишь открытого к диалогу мастера, который делится секретами

  • Masha Altynbaeva

    У вашей камеры уменьшенная матрица. Можно обойтись только 50 мм. Со 100 мм вам будет неудобно.

    • Kristina Russkikh

      Ок, спасибо! Одного объектива будет достаточно? Китовым можно снять что то толковое или нет? Или какой то дополнительный ещё взять, кроме 50 мм?

      • Masha Altynbaeva

        С любой техникой можно снять что-то толковое) Я бы на вашем месте не торопилась с покупкой нескольких объективов. Возьмите 50 мм с меткой 1.4, поработайте с ним, это хороший объектив. А если его будет не хватать для каких-то задач, тогда можно подумать и о других объективах. Когда у меня был фотоаппарат примерно как у вас, у меня был только 50 мм, мне хватало. Только при переходе на более проф камеру стал нужен еще один объектив.

        • Kristina Russkikh

          Обьектива с такими параметрами достаточно будет? 55 mm 1:1.8 0.45m/1.5ft

  • Daria Kwon

    А у меня какая-то странная проблема, никак не пойму в чем дело, у меня 5 mark III, два объектива, один из них полтинник средненький, второй 40 мм, и оба дают разницу при съемке сверху, если объекты чуть разной высоты, даже своем немного, то верхний объект обязательно мыльный и наоборот, может быть дело не в оптике у меня, как считаете? Заранее спасибо

    • Masha Altynbaeva

      Камера фокусируется на одной плоскости. При съемке сверху объекты разной высоты находятся в разных плоскостях, и следовательно, только одна будет в фокусе. Возможно, эту проблему решает объектив Canon TS-E 90mm f/2.8, но я с ним пока не работала. Минимизировать этот эффект можно, сильнее закрыв диафрагму (это в целом увеличивает резкость).

      • Daria Kwon

        Спасибо большое за ответ! 90 mm мне пока не по карману, он сейчас стоит примерно 80 с лишним тысяч и на нем только ручная фокусировка, к сожалению. У вас все-таки резкость хорошая на тех плоскостях, на которых у меня уже мыло, например у вас и чесночок резкий и поднос, а в моем случае что-то из них уже в мыле… Но я еще подумала, что возможно проблема в том, что я снимала в рук и если еще и освещение хуже, то все плывет. Вот поэтому я сегодня купила штатив с выдвижной «рукой, чтобы камера могла смотреть вниз, дорогой, но мне кажется, что стоит своих денег. Опробую в ближайшее время и напишу результаты, надеюсь это действительно поможет ;)